Чуть больше месяца прошло с момента официального анонса нового гиперзума Canon PowerShot SX20 IS, и первые камеры уже поступили на прилавки российских магазинов. Добралась новинка и до нашей лаборатории. Что же представляет из себя очередной аппарат из серии PowerShot SX? Попробуем разобраться.
Технические характеристики:
• Тип матрицы: 1/2,3-дюймовый CCD-датчик
• Число эффективных пикселей: Прибл. 12,1 млн
• Диапазон фокусных расстояний, мм: 5–100 (эквивалентный диапазон 35-мм пленки: 28–560)
• Цифровой зум: Прибл. 4-кратный (макс. прибл. 80x в сочетании с оптическим зумом)
• Максимальное диафрагменное число: f/2,8–f/5,7
• Стабилизация изображения: Есть (с подвижной корректирующей линзой)
• Тип фокусировки: TTL
• Система автофокусировки / точки автофокусировки: 9-точечная интеллектуальная автофокусировка (технология распознавания лиц), 1-точечная автофокусировка, ручной выбор зоны.
• Режимы автофокусировки: Покадровая, автофокусировка с сервоприводом (Servo AF)
• Диапазон фокусировки:
Авто: 10 см – бесконечность (W)/1,0 м – бесконечность (T)
Обычная съемка: 50 см – бесконечность (W)/1,0 м – бесконечность (T)
Макрорежим: 10 – 50 см (W)
Супермакро: 0 – 10 см
Режим «Спорт»: 1,0 м – бесконечность (W)/4,0 м – бесконечность (T)
Ручная фокусировка: 10 см – бесконечность (W)/1,0 м – бесконечность (T)
• Режимы экспозамера: Оценочный, центрально-взвешенный интегральный, точечный
• Компенсация экспозиции: +/- 2 EV с шагом 1/3 ступени
• Эквивалентная чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте: AUTO, 80, 100, 200, 400, 800, 1600
• Предустановки баланса белого: Авто, Дневной свет, Облачно, Накаливания, Флуорeсцент, Флуоресцент H, Вспышка, Ручной
• Дисплей: Поворотный 2,5-дюймовый ЖК-дисплей PureColor II (TFT), прибл. 230 000 точек
• Диапазон действия встроенной вспышки, м: 0,5–6,8 (W)/1,0–3,7 (T)
• Формат записи изображения:
Высокое: 4000х3000
Среднее 1: 3264х2448
Среднее 2: 2592х1944
Среднее 3: 1600х1200
Низкое: 640х480
Широкоэкранный: 3840х2160
• Сжатие изображений: Высокое качество, обычное качество
• Формат записи видео:
1280х720 (30 кадров/с)
640х480 (30 кадров/с)
320х240 (30 кадров/с)
• Формат фотографий: Сжатие JPEG (совместимый с Exif 2.2 [Exif Print]) / стандарт файловой системы для камер Design Rule for Camera File System, совместимый с форматом Digital Print Order Format [DPOF] версии 1.1
• Формат видео: MOV [H.264 + Linear PCM (стерео)]
• Интерфейсы: Hi-Speed USB (MTP, PTP), специальный разъем (совместимость с Mini-B), мини-разъем HDMI, аудио-/видеовыход (PAL/NTSC)
• Карты памяти: SD, SDHC, MMC, MMCplus, HC MMCplus
• Источник питания: 4 щелочных элемента питания типоразмера AA или 4 NiMH аккумулятора типоразмера AA
• Габариты (ШхВхГ), мм: 124,0х88,3х86,9
• Масса, грамм: 560 (без элементов питания, карты памяти и бленды)
Комплект поставки
На тестирование попал полноценный коммерческий образец, предназначенный для стран СНГ, но комплект поставки включал лишь аудио/видео- и датакабель, бленду, четыре источника питания типоразмера АА и наплечный ремень. Полный комплект поставки включает также краткую и полную инструкцию пользователя, а также диск с ПО и электронной версией руководства пользователя.
Внешний вид и удобство использования
Камера относится к классу "псевдозеркалок", и корпус у нее соответствующий - выступ рукоятки в правой части, большой корпус объектива, выбрасываемая вспышка, а также "горячий башмак", который в современных SLR-Like-камерах встречается все реже. Камера великолепно лежит в руке средних размеров, а управлять всеми функциями можно даже при работе с одной руки (за исключением программируемой кнопки и клавиши выбора режима работы вспышки).
Корпус выполнен из двух видов пластика - черного и серого, имитирующего титан. Оба типа пластика имеют гладкую поверхность, поэтому камера смотрится дешевле, чем она есть на самом деле.
Качество сборки не вызывает нареканий - все корпусные детали точно подогнаны, а при попытках сильного скручивания корпус не издает ни единого звука.
Спереди находится объектив, выбрасываемая вспышка, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоспуска, и пара микрофонов, позволяющих записывать стереозвук.
На тыльной стороне фотокамеры расположились: дисплей, выше которого находится видоискатель с большим диапазоном регулировок диоптрий (-6…+2), программируемая клавиша и кнопка видеозаписи, которая позволяет начать запись из любого режима работы камеры.
Площадка правее экрана огромна, и все органы управления размещены довольно удачно, поэтому работать с камерой удобно даже с одной руки. Отдельного внимания заслуживает блок клавиш перехода в режим просмотра, введения экспосдвига/поворота в режиме просмотра и выбора зоны фокусировки, которая также является клавишей удаления. В данном блоке клавиши размещены по дуге, причем, на небольшом выступе корпуса, который при съемке позволяет надежнее зафиксировать камеру. Но особенность блока в другом - любой из трех клавиш можно пользоваться, даже не отрывая палец от камеры, ведь нажатие производится последней фалангой большого пальца, что весьма удобно.
Чуть ниже находится многофункциональная четырехпозиционная клавиша (вверх/активирование ручной фокусировки, вниз/установка автотаймера, влево/выбор режима работы автофокуса, вправо/установка чувствительности) с кнопкой ввода/функции по центру и вращающимся кольцом выбора вокруг. Вращающееся кольцо упрощает процесс выбора необходимой позиции, но в SX20 оно лишено промежуточных положений и его ход совершенно свободный, поэтому при слишком активном вращении необходимую позицию вполне можно проскочить. У нижнего края находятся клавиша входа в меню и клавиша смены режима отображения дисплея, которая также производит переключение между дисплеем и видоискателем.
На верхней части фотокамеры можно заметить разъем для установки внешней вспышки - "горячий башмак", левее которого уместилась лишь клавиша выбора режима работы вспышки, а правее - массивный диск выбора режимов работы (авто, программный, приоритет выдержки и диафрагмы, пользовательский режим, видеосъемка, съемка панорам, выбор сюжетной программы, спорт, ночная съемка, пейзаж, портрет), кнопка включения и двухуровневая кнопка спуска затвора, окруженная кольцом рычажка управления трансфокацией.
Кнопка спуска затвора размещена под небольшим углом и четко попадает под последнюю фалангу указательного пальца.
Снизу находится лишь стандартный штативный разъем и крышка отсека установки элементов питания.
На левой стороне корпуса камеры расположен лишь системный динамик.
Правая сторона усеяна крышками и заглушками, которые скрывают отсек установки карт памяти, разъемы mini-USB и mini-HDMI, а также гнездо подключения внешнего питания и кабеля аналогового видеовыхода.
Дисплей и видоискатель
Конструкция видоискателя достаточно удачна, к тому же он оснащен хотя и не очень мягким, но все же резиновым наглазником. Из недостатков стоит отметить невысокую яркость видоискателя, а также слишком заметную рамку по периметру его ЖК-матрицы.
Дисплей - это отдельный повод для гордости, и пускай он невелик (диагональ 2,5 дюйма), но зато неплохо передает цвета и углы обзора в обеих плоскостях довольно большие. Главной его особенностью является поворотная конструкция которая позволяет снимать как автопортреты, так и производить визирование на вытянутых, например, вверх руках, а кроме того, можно и вовсе закрыть дисплей в случае визирования при помощи встроенного видоискателя. Ниже приведено несколько снимков с крайними и промежуточными положениями дисплея.
Особенности камеры
Камера поддерживает оснащена оптическим стабилизатором и механизмом определения лиц. Оптический стабилизатор может работать в нескольких режимах - отключен, непрерывно, только во время съемки (половинное нажатие клавиши спуска затвора) и в режиме "Панорама", в котором стабилизация происходит только для вертикального передвижения камеры. Функция определения лиц мгновенно подхватывает всех даже при съемке большой компании, кроме того, функция сообщает о том, что кто-то из "пойманных" моргнул, но, к сожалению, отменить создание снимка автоматика не может, а лишь сообщает постфактум, что, в принципе, тоже важно, особенно если времени на детальную оценку снимка нет.
Как и в большинстве современных компактных камер Canon, в SX20 внедрена функция расширения динамического диапазона i-Contrast, которую можно либо полностью отключить, либо включить автоматический режим срабатывания. При просмотре на экране камеры эффект от включения функции i-Contrast едва заметен, зато на экране ПК разница ощутима. Также возможна постобработка, высветляющая тени, которая тоже носит имя i-Contrast.
Определенный интерес вызывают различные режимы автоматического спуска затвора - стандартные задержки в 2 и 10 секунд, а также режим спуска при определении лица, что весьма удобно при съемке автопортрета, причем количество снимаемых кадров устанавливается вручную от 1 до 10, а также спуск после вручную заданного временного промежутка (0-10, 15, 20 и 30 секунд), причем, как и в режиме спуска, после фиксации лица возможен выбор количества снимаемых кадров.
Но одна из главных особенностей камеры - возможность записи HD-видео в формате 720p (1280x720 точек) со стереозвуком . Настроек и возможностей у режима довольно много, но более подробно мы коснемся этой темы в соответствующем разделе.
Съемка и впечатления от работы
Первые впечатления от любой камеры можно получить уже при ее включении, ведь быстрая подготовка к работе позволит не упустить интересный кадр. Canon SX20 IS не вписывается в двухсекундный норматив и затрачивает на 0,05 секунды больше. Требуется 0,88 секунды на выброс объектива в широкоугольное (ШУ) положение и 1,17 секунды затрачивается на подготовку камеры к работе. Перемещение объектива из ШУ в телеположение занимает 1,19 секунды и 1,14 секунды - при движении в обратном направлении, что очень неплохо не только для гиперзума, но и для моделей с более скромной кратностью трансфокатора. Пауза между сменой направления движения слишком уж мала - всего 0,2 секунды. Промежуточных позиций трансфокатора 20, плюс пара крайних положений, но нащупать все позиции достаточно сложно.
В целом, интерфейс камеры достаточно шустрый, но в процессе работы была замечена одна неприятная особенность - при смене режима съемки, либо переходе из режима просмотра в режим съемки, имеется достаточно большая задержка (приблизительно полсекунды), что немного раздражает при необходимости быстро сделать снимок.
Автофокус камеры может работать в автоматическом режиме, режиме приоритета лиц и ручном выборе одной из 493 зон (матрица 29х17) фокусирования. Первое, что удивило - очень высокая скорость фокусировки, даже при отключенном режиме непрерывной работы. Впрочем, неплохих результатов стоило ожидать, ведь в конструкции объектива используются тихие и шустрые USM- и VCM-моторы, благодаря которым и зуммирование, и фокусировка происходят очень быстро. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по вручную заданной центральной зоне, перед каждым замером камера фокусировалась на бесконечность. Замер производился при ШУ и телеположении объектива с расстояния 30 и 150 см. Уже при замере на ШУ конце можно рукоплескать конструкторам - 0,11 секунды! Хотя, все же, важнее скорость при телеположении, в котором некоторые гиперзумы жужжат по 1,5-2 секунды. Но и тут SX20 не подвел - 0,31 секунды, что вдвое меньше, чем требуется бывшему рекордсмену, Nikon P90, в нашем собственном рейтинге. Кроме скорости камера может похвастаться и достаточно точной работой автофокуса, например, PowerShot SX20 IS запросто фокусируется на паутинках даже при съемке на максимальном фокусном расстоянии. Немного разочаровала работа режима макро, минимальная дистанция съемки - лишь 10 см, а ошибки фокусировки в этом режиме возникают достаточно часто. Хотя стоит отметить, что есть режим супермакро, который, как заявляет производитель, позволяет делать фотографии с расстояния 0 см - это не опечатка, именно так и заявлено. Данный режим быстрый и точный, но при его установке съемка возможна только при фокусном расстоянии 28 мм в 35-мм эквиваленте, причем если заранее установить другое значение, при переходе в режим супермакро камера автоматически переводит трансфокатор в положение 28 мм. Также предусмотрен и ручной режим, который позволяет достаточно быстро настроить фокус, благодаря управлению не клавишами, а при помощи крутящегося бортика круглой четырехпозиционной клавиши, что гораздо удобнее. Но и тут есть не очень приятный сюрприз - при установке режима автофокуса в обычный или макрорежим ручная настройка возможна лишь в пределах от 10 см и выше, а при переводе в супермакро - от 0 до 10 см. Вообще трудно понять, зачем нужно было объединять диапазоны для автоматического и ручного режима.
Экспозамер работает в трех традиционных режимах (точечный, центрально-взвешенный, матричный), а также в режиме замера по выбранной точке фокусировки (автоматически или вручную). Пользователь может как вводить экспокомпенсацию, так и вручную управлять величиной выдержки и диафрагменного числа. Непривычно лишь управлять уровнем чувствительности, который устанавливается не через меню функции, а при помощи клавиши "вправо". Кстати, параметры настраиваются при помощи все того же вращающегося кольца вокруг круглой четырехпозиционной клавиши. Все режимы, в целом, работают точно, но иногда уж слишком сильно осветляются тени, из-за чего достается и светлым тонам. Тут нельзя не вспомнить режим i-Contrast, который теоретически должен затрагивать только тени, но на практике он осветляет и светлые тона. Ниже приведены два кадра, отснятых с одинаковыми настройками экспопары, но в первом примере i-Contrast отключен, а во втором переведен в режим "авто" (жесткое включение недоступно, но и в автоматическом режиме функция работает уж слишком активно даже там, где и теней-то нет).
В настройках баланса белого предусмотрено шесть пресетов (дневной, лампа накаливания, лампа дневного света, лампа дневного света с высокой цветовой тепературой, облачно, вспышка), а также автоматический и ручной режим определения. Прибегать к помощи предустановок и ручной настройки приходится крайне редко, ведь даже при освещении флуоресцентными лампами с высокой цветовой температурой камера на удивление хорошо справилась с поставленной задачей. Не вызывает проблем ни легкая облачность, ни лампы накаливания. В ступор камеру не вводит даже смешанное освещение (флуоресцентное освещение совместно с лампами накаливания). Ручная настройка ББ не слишком удобна, но при желании ее можно вывести на программируемую кнопку, и тогда весь процесс происходит максимально быстро, в одно касание.
При подключении камеры к ПК посредством USB-соединения доступен лишь один режим - PTP/MTP, что не слишком удобно, да и камеру сложно использовать в качестве "флэшки", что, учитывая поддержку карт типа SDHC, может быть весьма актуальным. Средняя скорость передачи данных при использовании карты памяти microSDHC class 6 (с адаптером) составляет всего 7,3 Мбит/с
Фотографические тесты
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS2 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 80 до 1600 единиц. В качестве оппонентов были выбраны 12-Мп гиперзумы Olympus SP-590 и Nikon Coolpix P90, в которых используется ПЗС-сенсор размером 1/2,33", а также 9-Мп гиперзум Sony CyberShot HX1, в котором установлен сенсор Exmor CMOS размером 1/2,4", а максимальное разрешение снимков составляет 9 Мп.
Шумность матрицы Canon PowerShot SX20 IS находится на одном уровне с 9-Мп гиперзумом Sony CyberShot HX1. Шумы в фотокамерах Olympus SP-590 и Nikon Coolpix P90 значительно сильнее.
Работа в режиме видеозаписи
Кроме стандартных режимов qVGA и VGA, камера позволяет снимать в формате 720p (1280х720 точек). Во время видеозаписи возможна работа оптического стабилизатора, автофокуса и оптического трансфокатора, только скорость работы последних двух значительно ниже, чем при фотосъемке; например, перемещение объектива из ШУ в телеположение занимает 4 секунды, и столько же затрачивается при движении в обратном направлении, тогда как в режиме фото для этого необходимо чуть больше секунды. Начать процесс видеозаписи можно из любого режима съемки, ведь для этого предусмотрена отдельная кнопка на корпусе камеры, а в режиме видеозаписи возможна фотосъемка в полностью автоматическом режиме. Доступных настроек немного - установка баланса белого, включая ручную настройку, наложение базовых цветовых спецэффектов и выбор разрешения кадра. Отдельно стоит отметить ручную фокусировку, которая позволяет не только настроиться на сложном объекте, но и получить определенные спецэффекты. Именно при ознакомлении с видеорежимом становится понятно, почему кольцо, установленное вокруг многофункциональной круглой клавиши, лишено фиксаторов промежуточных положений (трещотки), ведь при видеозаписи с ручной фокусировкой записывалось бы звучание трещотки колесика. Ниже приведен пример ручной фокусировки и записи в автоматическом режиме.
Источники питания и автономная работа
Камера использует не фирменные литий-ионные аккумуляторы, а четыре стандартных элемента питания типоразмера АА, которые часто применяются в камерах подобного типа, причем не только производства Canon. Возможно использование как щелочных неперезаряжаемых источников питания, так и никель-металлогидридных аккумуляторов (NiMH). По заявлению производителя, "пальчиковые" батарейки при тестировании по стандарту CIPA и использовании для визирования дисплея позволяют отснять 340 кадров, а фирменные аккумуляторы - 600, что уже весьма неплохо. Замер осуществлялся в режиме обычного повседневного использования, а в качестве источников питания использовались неперезаряжаемые щелочные источники Duracell Turbo. После съемки всех тестовых снимков было отснято 420 кадров, из которых 20 - со вспышкой. Последующее тестирование было немного упрощено - за одно включение производилась 10 кадров с использованием "зума", далее в течение 10 секунд осуществлялся просмотр отснятого материала, камера выключалась, а после описанный процесс снова и снова повторялся до опустошения заряда - не самый точный способ, но дает возможность хотя бы приблизительно оценить энергетические аппетиты камеры. В итоге, кроме 420 тестовых снимков было отснято еще 718, что в сумме дает 1138 (!) кадров, что почти вдвое больше заявленного результата при использовании фирменных аккумуляторов. Индикатор критического заряда загорелся лишь пару раз за 200 кадров до выключения, а непосредственно перед выключением индикатор критического уровня не включился вовсе, поэтому ориентироваться на его показания не стоит.
Выводы
В целом, камера понравилась - удобный корпус и эргономичные органы управления, поворотный дисплей с большими углами обзора и высокой яркостью, очень высокая скорость и тихая работа автофокуса и оптического трансфокатора, точная работа автоматики, в особенности автоматического баланса белого, масса ручных настроек, удобная ручная фокусировка, возможность съемки видео в формате 720p, наличие HDMI-порта и невероятно длительная автономная работа. Из минусов камеры стоит отметить ошибки фокусировки в режиме макро, невозможность трансфокации в режиме супермакро, достаточно долгое включение и подготовка к работе, задержки при смене режимов съемки или переходе из режима просмотра в режим съемки. Также можно было бы отметить и небольшой физический размер матрицы, и, как следствие, заметные шумы при съемке при высоких значения чувствительности, но матрицы схожего размера устанавливаются практически у всех конкурентов.
Более подробная информация (тестовые снимки, съемка при различных значениях светочувствительности ISO, работа вспышки, макросъемка) в оригинале обзора на 3dnews.ru
По материалам: www.3dnews.ru
Автор: Сергей Вервейко.
Отредактировано Maximus (2009-10-25 23:16:00)