Появился обзор этой камеры на www.3dnews.ru. Там же можно ознакомиться с тестовыми снимками.
В комплект поставки входят следующие элементы:
• крышка объектива;
• наплечный ремешок;
• руководство пользователя;
• всемирный гарантийный талон;
• четыре АА батарейки;
• аудио/видеокабель CB-AVC3;
• USB-кабель CB-USB6;
• диск с ПО OLYMPUS Master 2;
• диск с полной инструкцией пользователя;
• microSD-адаптер MASD-1.
Внешний вид и удобство использования
При взгляде на цифровой индекс может показаться, что герой материала является прямым наследником SP-570, но на самом деле прародителем модели SP-590 является более простая SP-565, которая, в отличие от 570-го, лишена поддержки формата RAW и "горячего башмака". Собственно, внешне герой материала весьма схож с моделью SP-565, отличия заключаются лишь в некоторых деталях, а общая компоновка идентична.
Фотоаппарат не слишком велик, поэтому удобно лежит в руке средних размеров, а небольшие выступы в верхнем правом углу задней панели и на верхней части выступа спереди вкупе с резиновой накладкой позволяют надежно фиксировать камеру и при этом работать со всеми ее функциями одной рукой, чего от SLR-Like-камеры не ожидаешь.
Черный пластик корпуса толстый и крепкий, а его поверхность является своеобразным абразивом, на котором то и дело остаются следы подпиленных им же ногтей. К счастью, подобные следы легко подчищаются, а саму поверхность поцарапать довольно сложно даже острым твердым предметом. Корпус объектива частично закрыт алюминиевой трубкой с небольшой толщиной стенки, поэтому ожидать каких-либо защитных свойств из-за применения в конструкции металла не стоит, зато внешность камеры данная деталь освежает. К качеству сборки нет никаких претензий - стыки ровные, зазоры минимальны, все три крышки отсеков лишены даже намека на люфт. Весь корпус настолько крепко сбит, что кажется, будто он отлит единой деталью, да и попытки скручивания только усиливают это ощущение.
Как и в модели SP-565, спереди на камере присутствуют объектив, выбрасываемая вспышка, лампа подсветки автофокуса и она же индикатор автоспуска, а также отверстия встроенного микрофона, которые перекочевали с правого верхнего угла (в модели SP-565) к лампе подсветки, из-за чего они иногда оказываются закрытыми пальцем, что ухудшает качество звукового сопровождения при записи видео.
Тыльная сторона полностью повторяет SP-565. Большую часть поверхности занимает 2,7-дюймовый дисплей, над правым верхним углом которого расположена клавиша переключения между дисплеем и видоискателем. Сам видоискатель невелик, а наглазник изготовлен из пластика, поэтому в работе он не очень удобен. Регулятор диоптрий жесткий, из-за чего при подстройке можно проскочить необходимое значение, но зато в процессе работы регулятор гарантированно останется в установленном положении. При визировании по видоискателю изображение оказывает несколько темнее, чем на дисплее, да и на самом деле, что нужно учитывать при ручной установке экспозиции. Видоискатель можно использовать не только для визирования, но и для просмотра отснятых изображений, что позволяет сэкономить заряд элементов питания.
Большинство кнопок фотоаппарата сосредоточено в правой части тыльной стороны на полоске шириной в 25 мм. Сверху находится программируемая клавиша, чуть ниже - клавиши входа в меню и перехода в режим просмотра. Еще немного ниже расположены пять многофункциональных клавиш, объединенных в схематический круглый джойстик (вверх/введение экспосдвига, вниз/установка автотаймера, влево/выбор режима фокусировки, вправо/установка режима срабатывания вспышки, а центральная клавиша одновременно является и клавишей ввода при работе в меню, и клавишей вызова функций в режиме съемки). У нижнего края находятся клавиши изменения режима отображения дисплея и клавиша удаления кадра, которая в режиме съемки вызывает подменю установки освещения теней.
Слева находится кнопка выброса вспышки и пластиковая дверца, скрывающая универсальный фирменный разъем подключения к ПК, который одновременно является аналоговым ТВ-выходом, гнездо подключения внешнего источника питания и разъем HDMI. Внешний источник питания и HDMI-кабель доступны лишь опционально.
Правая сторона менее загруженная. Тут находится лишь дверца отсека установки карт памяти типа xD.
Сверху доступна клавиша спуска, окруженная рычажком управления трансфокатором, кнопка включения и круглый селектор режимов с неограниченным ходом (режим просмотра, полностью автоматический режим, программный режим, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, полностью ручной режим, режим собственных настроек, сюжетные программы, режим автокорректировки отснятого изображения и режим видеосъемки).
Клавиша спуска затвора установлена под небольшим углом, поэтому во время работы с камерой она попадает точно под подушечку указательного пальца. Клавиша двухуровневая, а грань между позициями чувствуется даже в зимних перчатках.
Снизу находится лишь отсек установки элементов питания и черный штативный разъем, который едва заметен в сумерках.
Дисплей
В камере SP-590 установлен знакомый 2,7-дюймовый экран HyperCrystal II с разрешением 230 тысяч пикселей. Дисплей не слишком яркий, но при этом с ним комфортно работать при сильной солнечной засветке. В настройках предусмотрена регулировка уровня яркости на пять позиций, но изменения столь незначительны, что фактически можно считать, что настройки вовсе нет. Поверхность дисплея слишком легко царапается, но защищать ее специальной пленкой для ЖК-экранов не стоит, ведь она ликвидирует все преимущества антибликовой поверхности экрана.
Меню
Организация меню SP-590 совершенно не отличается от остальных фотоаппаратов Olympus. Меню интуитивно понятно, поэтому у опытных пользователей проблем с навигацией не возникнет, но новичкам желательно периодически обращаться к инструкции.
К сожалению, в бумажном виде инструкция слишком краткая, а в полном виде доступна лишь на CD-диске из комплекта поставки. Интересно, как новичок должен осваивать все функции камеры - таскать с собой в период обучения ноутбук либо КПК для чтения PDF-файла?
Особенности камеры
Оптический стабилизатор изображения и система фокусировки по лицам уже сложно отнести к особенностям камеры. Постепенно данные функции становятся обязательным набором для большинства компактных фотоаппаратов среднего и верхнего ценовых диапазонов. Основная и, фактически, единственная особенность фотоаппарата - это 26-кратный зум-объектив с фокусными расстояниями от 26 до 676 мм. Что в широкоугольном, что в телеположении камера заметно выделяется среди множества конкурентов. Кроме того, возможна установка телеконвертера TCON-17N (увеличение 1,7х ) с кольцом адаптера CLA-1, что позволяет увеличить фокусное расстояние до значения 1149 мм. Формально к особенностям камеры можно отнести сверхвысокие значения чувствительности (3200 и 6400 единиц), но учитывая то, что в камере установлен ПЗС-сенсор
размером лишь 1/2,33 дюйма, данные значения чувствительности использовать фактически невозможно.
Съемка и впечатления от работы
Включение фотоаппарата происходит довольно быстро - приблизительно 0,65 секунды требуется на установку объектива в ШУ положение после нажатия клавиши включения питания, и еще около 1,2 секунды требуется на подготовку камеры к работе, т.е. на все про все уходит менее двух секунд, что является весьма неплохим результатом. Несмотря на большую кратность оптического трансфокатора, объектив довольно быстро изменят положение. Для перемещения из ШУ в телеположение требуется всего 1,25 секунды, и столько же требуется для обратного хода, но между сменой направления движения трансфокатора заметна довольно большая пауза длительностью около 1,3 секунды, что особенно раздражает при корректировке фокусного расстояния в случае проскока необходимого значения. Промежуточных значений довольно много - от края до края удалось насчитать 60 (!) позиций, но нащупать все позиции весьма сложно из-за быстрого перемещения даже при легком качании рычажка управления трансфокатором.
Камера поддерживает режим репортажной съемки - 25 кадров с разрешением 3 Мп со скоростью 10 кадров/с и 25 кадров с разрешением 5 Mп и скоростью 6 кадров/с). В связи с тем, что камера поддерживает microSD-карты (необходимо использование комплектного адаптера) и, в частности, SDHC-карты, тестирование "скорострельности" в режиме репортажной съемки проводилось с использованием карт Transcend microSD 1 Gb 80x и Transcend microSDHC Class6 8 Gb. Независимо от типа карт, скорость съемки в репортажном режиме не изменялась, а отличия были заметны лишь в скорости записи кадров на карту после процесса съемки: для обычной microSD карты - 11 секунд в режиме Hi2 и 14 секунд в режиме Hi1, для microSDHC - 9 секунд для обоих режимов репортажной съемки. Выигрыш при съемке серии снимков значительный, но при съемке отдельных кадров уловить разницу практически невозможно, по сути, ограничивающим фактором является не столько скорость карты памяти, сколько внутренняя память камеры.
Как уже упоминалось, фотоаппарат позволяет установить режимы приоритета диафрагмы, приоритета выдержки, либо установить оба значения экспопары вручную, а в программном режиме возможно введение экспосдвига от -2 до +2 ступеней
с шагом в 1/3 ступени. Экспозамер работает в трех режимах - ESP II, центровзвешенный и по центральной точке. Разумеется, для большинства ситуаций наиболее подходит режим ESP, который, в целом, весьма корректно работает, но в некоторых случаях происходят ошибки. Один из самых неожиданных промахов случается при съемке в помещении с флуоресцентным освещением. В подобных условиях ошибка может составлять ни много ни мало +0,9 EV. Также автоматика заметно ошибается в телеположении объектива, при котором изображение нередко получается переэкспонированным.
Кроме автоматического режима и стандартных шести "пресетов" (солнечно, пасмурно, лампа накаливания и три варианта флуоресцентных ламп), фотоаппарат поддерживает установку ББ по белому листу и корректировку красный/синий в пределах +7/-7. Но последний режим недоступен из быстрого экранного меню функций, и для корректировки необходимо зайти в меню съемки, впрочем, для ручной настройки ББ также необходимо зайти в основное меню, но сама настройка доступна в экранном меню функции. Автоматический баланс белого легко справляется с флуоресцентным и смешанным освещением, неплохо отрабатывает при съемке в пасмурную погоду (лишь иногда немного холодит), но изредка заметно ошибается при съемке в, казалось бы, идеальных условиях - в солнечный полдень.
Автофокусировка работает в четырех режимах - iESP, точечная, метод определения лица, а также ручная установка
одной из 143 зон фокусировки (матрица 13х11). Кроме того, возможна установка режима макро и супермакро. В характеристиках заявлено, что в обычном режиме фокусировки и в режиме макро камера способна фокусироваться начиная с 10 см для обоих режимов, но на практике в режиме макро удается фокусироваться уже с 6 см, а в обычном режиме - с заявленных 10 см. Режим сумермакро теоретически должен срабатывать с расстояния в 1 см, но на самом деле для корректной работы достаточно и 2 мм. В режиме фокусировки по лицу камера, по заявлению производителя, должна "ловить" до 16 лиц, но, к сожалению, больше 10 лиц камере уже не по зубам, а ведь даже многие более доступные компакты Olympus способны зафиксировать заявленные 16 лиц. В ШУ положении объектива при достаточном освещении камера фокусируется довольно быстро, приблизительно за 0,29 секунды, а при телеположении объектива - 1,88 секунды. В камере используется очень мощный и дальнобойный светодиод подсветки автофокуса, который позволяет фокусироваться в темноте на контрастных объектах с расстояния до 8-9 метров, но в подобных условиях скорость автофокуса заметно уменьшается, к тому же, не всегда завершается корректно.
Замер времени автофокусировки осуществлялся в режиме iESP, в качестве объекта съемки использовался тестовый натюрморт, используемый при тестировании уровня шума.
В целом, при автофокусировке ошибки возникают крайне редко, и основная их часть приходится на случаи съемки при телеположении объектива. Неожиданно хорошо автофокус справляется с различными тонкими объектами, вроде паутинок, позади которых находится контрастный фон, но тут нужно сделать маленькую оговорку - камера корректно фокусируется на подобных объектах лишь в режиме макро/супермакро, а в обычном режиме автофокусировки камера вовсе приходит в замешательство, и фокусировка происходит на фоновом объекте либо вовсе возникает ошибка.
Кроме автоматических режимов, доступна и ручная фокусировка. Ручная настройка фокусировки хоть и не так удобна, как в настоящих SLR-Like-камерах (при помощи кольца на объективе), но, все же, организована весьма неплохо. Во-первых, центральная область экрана на время фокусировки увеличивается вдвое, что заметно облегчает настройку. Во-вторых, шкала настройки разбита на три поддиапазона: от 1 до 10 см, от 10 см до 1 м и от 1 м до бесконечности. К тому же, градуировка не линейна - чем меньше расстояние, тем больше деления градуировки.
При проектировании фотоаппарата маркетологи все же не сдержались и превысили разумные границы чувствительности. Камера позволяет установить значение 3200 и 6400 единиц в эквиваленте ISO, а размер снимка при этом не превышает 5 Мп. Но при размере матрицы 1/2,33 дюйма подобное ограничение не спасает, и уровень шумов просто зашкаливает. Хотя стоит отметить, что особых сдвигов цветов при установке высоких значений чувствительности, которые наблюдаются в некоторых фотоаппаратах Olympus, не происходит.
Как и большинство современных камер Olympus, модель SP-590 способна снимать панорамные снимки, состоящие из трех снимков при "склейке" кадров непосредственно в камере и неограниченного количества кадров при последующей "склейке" на ПК, что позволяет создавать круговые панорамы. При склейке в камере доступно два режима - с автоматическим и с ручным спуском затвора. В автоматическом режиме нажать клавишу спуска затвора необходимо лишь единожды, далее камера самостоятельно отслеживает направление поворота и дважды производит автоматический спуск при достижении необходимых точек. В ручном режиме пользователь самостоятельно выбирает место спуска затвора. В обоих режимах желательно использовать штатив, но в автоматическом режиме, наловчившись, можно получить вполне сносную панораму при съемке с рук.
Единственным серьезным недостатком режима панорамной съемки является невозможность установки экспозиции отдельно для каждого кадра, что особо режет глаз на панорамах, отснятых на закате/рассвете. В нашем же примере съемка производилась в пасмурный день, когда свет рассеян и равномерен, из-за чего дисбаланс между экспозицией частей панорамы практически незаметен. Наиболее удачные панорамы удаются при склейке кадров на ПК. Комплектное ПО Olympus Master позволяет самостоятельно склеивать панорамные снимки, но процесс излишне автоматизирован и программа дает не так много свободы действий, но, все же, панорамы получаются гораздо качественнее, чем при автоматической склейке в камере.
При подключении к USB-шине ПК на экране фотоаппарата отображается меню выбора вариантов подключения - хранение (UMS), протокол передачи медиафайлов MTP и режим прямой печати. Для определения скорости обмена данными по интерфейсу USB в режиме UMS использовался встроенный "бенчмарк" утилиты Everest. Тестирование проводилось при использовании карт памяти Transcend microSD 1Gb 80x и, в связи с тем, что камера поддерживает карты microSDHC, более скоростной карты Transcend microSDHC Class6 8 Gb.
При использовании более скоростной карты выигрыш оказался весьма внушительным, порядка 30%, что особенно заметно при копировании на ПК большого количества фотографий либо видеофайлов. Конечно, копировать файлы на ПК, да еще и в большом объеме приходится не так часто, но ведь SDHC-карты, кроме прочего, еще и более емкие, чем обычные.
Макро
Производителем заявлено, что фотоаппарат способен сфокусироваться с расстояния 10 см в режиме макро, и 1 см - в режиме супермакро. Как показали испытания, на тестовом шаблоне фотоаппарат смог сфокусироваться с расстояния 6 см и 2 мм соответственно. Стоит отметить, что камеры Olympus в режиме супермакро немного перемещают трансфокатор от крайнего ШУ положения. В SP-590 - в положение 51 мм в эквиваленте 35 мм камер.
Вспышка
Как и в обычном компакте, вспышка не сработает и сама не раскроется, как это происходит во многих "зеркалках", где вспышка держится магнитом. Открыть вспышку можно, лишь нажав на соответствующую кнопку, и об этом нужно помнить, особенно во время съемки объектов с недостаточным освещением. В камере предусмотрено введение компенсации вспышки в пределах
от -2 до +2 EV, с шагом в треть ступень. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые значениями компенсации от -2 до +2 с шагом в 1 ступень.
Работа в режиме видеозаписи
С режимом видеосъемки фотоаппарат справляется весьма и весьма неплохо. Но обо всем - по порядку. Камера способна снимать ролики с разрешением qVGA (320x240) и VGA (640х480) со скоростью 15 и 30 кадров в секунду. Учитывая наличие HDMI-порта, далеко не лишней была бы возможность съемки широкоформатного видео, которое уже освоили многие компактные фотокамеры, но в SP-590 подобный режим не предусмотрен. Автофокус срабатывает не только перед началом съемки, а и в процессе записи видео. Также во время видеозаписи возможно использование оптического трансфокатора во всем диапазоне фокусных расстояний. Трансфокация происходит приблизительно вдвое дольше, чем в режиме фото, приблизительно 3,5 секунды от края до края. При установке максимального разрешения и скорости кадров плотность видеопотока, в среднем, составляет 13,8 Мбит/с. Пресловутого 10-секундного ограничения длительности видеозаписи в камере SP-590 нет, есть лишь ограничение на размер видеофайла, который не должен превышать 2 Гб. Качество записи, как для фотоаппарата, весьма неплохое, а учитывая наличие постоянного автофокуса и возможности оптической трансфокации, фотоаппарат за работу в режиме видеосъемки заслуживает твердую четверку.
Источники питания и автономная работа
В камере используются не специальные аккумуляторы, а четыре элемента питания типоразмера AA (LR6), т.е. обычные пальчиковые батарейки. В комплект поставки входит OEM-комплект щелочных не перезаряжаемых элементов питания Panasonic. Производитель в качестве опции предлагает зарядное устройство и фирменные аккумуляторы емкостью 2200 мАч. Тестирование длительности автономной работы проводилось с использованием щелочных не перезаряжаемых элементов питания GP Ultra Alkaline и никель-металлогидридных аккумуляторов UFO емкостью 2500 мАч. Тестирование проводилось не в соответствии с методологией CIPA, а в режиме обычного повседневного использования. Первый замер при использовании аккумуляторов поверг в шок - всего 125 кадров, и это притом, что вспышка срабатывала всего восемь раз. Повторный замер при использовании второго комплекта аккумуляторов UFO 2500 mAh показал лишь немного лучший результат в 132 кадра. Наиболее живучими оказались щелочные батарейки - 179 кадров, из которых 22 было отснято со вспышкой. Данный результат чуть ближе к средней норме в две сотни снимков. Конечно, приводить в движение массивный объектив не так уж просто, но от современного фотоаппарата ожидаешь чуть большей живучести.
Выводы
Итак, что имеем в итоге. Фотоаппарат с шустрым трансфокатором, довольно быстрым автофокусом, который оснащен мощной лампой подсветки, и невероятно дальнобойный "зум". Также к достоинствам фотоаппарата стоит отнести крепко сбитый корпус и качественные материалы, экран, который отлично противостоит бликам от ярких источников света, и это несмотря на малую яркость подсветки. В работе фотоаппарат весьма удобен, и все органы управления легко доступны.
Кроме того, фотоаппарат может похвастаться мощной вспышкой с грамотным алгоритмом работы, поддержкой SDHC-карт и высокой скоростью обмена данными с ПК. Приятно удивил режим видеосъемки, в котором нет жестких ограничений на длительность видеоряда, а также возможна работа оптического трансфокатора и автофокуса непосредственно во время съемки.
Из недостатков режима видео стоит отметить невозможность записи широкоформатного видео. А ведь в фотоаппарате присутствует HDMI-порт, позволяющий подключаться к плазменным панелям и ЖК ТВ с большой диагональю. Также из общих недостатков стоит отметить легко царапающийся экран, немалые энергетические аппетиты камеры и довольно высокий уровень шумов из-за применения матрицы небольшого размера, но, в то же время, нельзя забывать и о неплохой работе алгоритма шумоподавления, который немного скрашивает недостатки матрицы.
Подробный тест шумовых характеристик матрица, примеры макросъемки, съемки со вспышкой, тестовые снимки можно посмотреть в полном обзоре на сайте http://www.3dnews.ru/digital/olympus_sp590/
Отредактировано Maximus (2009-06-28 23:25:59)